веб 20210126122815жс_ гттпс: фбкктф ком мн9л17912 илвпм003и олн 786 вкюу768кипк01р%22

Российская ампирная мебель имеет свою совершенно самобытную решение по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего, российская мебель гораздо более монументальна. В ее декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определенных местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера используют позолоченную резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса. Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную – дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, пред-диванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели – большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько сухая, строгая и малоудобная для быта.

Петербургский мастер Гамбс работал в России примерно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он был придворным мебелициком. Фирма Гамбс продолжалась его отпрыском. Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом. Вторая группа - мебель бытовая. Ее делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же суровых, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др. Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями по обработке дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина – в Москве, Ивана Рудина, Андрея Федорова – в Вятке.

Новая Мебель

Древнегреческая мебель, как и архитектура, развивалась в двух ордерах – дорическом и ионическом, утвердившемся еще в VII веке до н.э. игреками мебель проста и удобна. Типы мебели немногочисленны, нет ничего лишнего: ящики, сундуки, столы, табуреты, стулья, ложа (кровати). Функциональность мебели прекрасно сочеталась с ее художественной формой. Мебель делала из дерева (клен, самшит, кедр, оливковое масло, пальма, орех и черное дерево), бронзы и мрамора. Подлинных образцов деревянной мебели не сохранилось, однако представление о ней дают рисунки на вазах, танагры (маленькие терракотовые статуэтки) и рельефные изображения, в том числе на надгробных памятниках. Грекам были известны гибки древесины с помощью пара, они изобрели технику изготовления шпона. Мебель для сидения была разнообразной, известны два типа кресел - тяжелое, высокое, из досок ножками для аристократии и легкий элегантный клисмос – делали его преимущественно для женщин из гнутой древесины с применением бронзы. Клисмоса – техническая и художественная вершина греческого мебельного искусства. Греческая мебель достигла больших высот, продуманности композиции и функциональности, ее наследие часто можно рассмотреть даже в современной мебели.

Теперь каждый руководствуется в выборе мебели своим вкусом и советами дизайнера, ограничиваясь только чувством меры и платежеспособностью. Изменился образ жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и видеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны-трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Дизайнерские работы в области конструирования мебели поражают смелостью фантазии: пуф в виде шляпы с яблоком, стеклянный стол на водорослях-ножках. Создание мебели стало искусством.